Нинпо Джитсу (Genbukan)
Ниндзюцу
Ниндзюцу - старейшее из Воинских Искусств Японии, появилось в XII веке. Иероглиф "Ниндзюцу" состоит из двух частей:
- "НИН" (от китайского "ЖЭНЬ") означает "терпение", в смысловом значении - "уметь сносить трудности, боль";
- ДЗЮЦУ (от старояпонского "ДЗИЦУ"), то есть "искусство".
Несомненное влияние на зарождение, становление и развитие этого философского, истинно боевого, воинского направления "искусства выживания" времен средневековья оказали следующие составляющие: Китайский воинский трактат "СУНЬ ЦЗЫ", магические методы познания природы и познания человека в природе монахов Ямабуси (создателей СЮГЭНДО, родословная которых ведется от монахов-отшельников, обосновавшихся в горах Ёсино (прим. В настоящее время - префектура Нара), а также новые для XIII века Японии мировоззрения, связанные с индийско-китайским буддизмом, тансформировавшимся позднее в автохтонный японский "ДЗЭН". Также конкретное влияние на формирование воинской касты средневековой Японии оказало полумистическое движение "СИНГОН" (основатель Кукай, создатель трактата "О явном и сокрытом").
Основой Ниндзюцу стало умение приспосабливаться к окружающему миру, выявление в человеке его потенциальных возможностей (и сверх того), и главное - это выживание человека-воина в экстраординарных условиях войны. Общеизвестный принцип "победа любой ценой" - это древнейший постулат учения Ниндзюцу.
В отличие от параллельных Воинских и Боевых искусств Японии, где ключевая роль любой "будзюцу ханрю" (клановой школы воинов), сводилась к использованию конкретной техники или методики, Ниндзюцу использовало спонтанное, то есть согласно ситуации, ведение боя и т.п.
Система подготовки воинов в Ниндзюцу включает в себя освоение:
1. Рангун - рукопашный бой, куда входит:
а) Тай дзюцу
б) Буки дзюцу, где изучается Канка - современное Кобудо.
2. Сюгэндо
3. Мицудэн, основанное на Миккё.
Ринсэй (духовные наставники ниндзя) учили своих адептов буквально следующему: Жизнь - это время между войнами ("Не трать "его" в пустую - постигай!"). Смерть - это возврат в прошлое (совершенствуй себя при жизни, ибо колесо жизни (КАЛАЧАКРА - санскрит) возносит равно как вверх, так и вниз при реинкарнации, то есть перерождении). Воин - это обнаженный меч (Меч может лишить жизни человека, а может предостеречь от безрассудства.). Все зависит от применения. Честь воина - меч в ножнах (Если ты искусен как воин, стань искусным как человек). Изыщи возможность не убить, но уйти от поединка.) Современным последователям Боевых Искусств известен принцип "Лучший бой тот, который не состоялся".
Люби противника - это тактика и стратегия боя (поединка). (Использовав все возможности, чтобы уклониться от поединка, смело вступай в бой. Порази врага так, чтобы он этого не заметил.) В современных системах Боевых искусств просматривается прямо противоположный принцип. В них созданы регламентированные правила боев на татами. 2-х, 3-х минутные кумитэ (поединки), ваза-ари (очки, баллы) за проведенные удары, броски и т.п., чуй (предупреждение) за нерегламентированные действия в бою и т. д. В итоге травмы, увечья и прочее.
В искусстве ниндзя (например, в "тай-цзюцу") как не парадоксально не учат "проводить" поединок, а скорее учат как "закончить" атаку (контратаку) за считанные секунды. И, действительно, зачем избивать, а значит калечить противника.
Техника боя в ниндзюцу нацелена на мгновенное "отключение" потенциального, конкретного оппонента, в случае поединка. Надеюсь, теперь понятно, что практики ниндзюцу отдают предпочтение не бою (убийству) как таковому, а уходу от критических ситуаций, приводящих к "маханию конечностями".
В спортивных единоборствах (регламентированных правилами) бойцы выясняют кто лучший, чья школа готовит более "крутых" бойцов. В Воинских школах этот вопрос отпадает сам по себе, ибо ниндзя знает, что лучший это и есть гармонично развитый человек. И, это обуславливается тем, что в Ниндзюцу нет и не может быть соревнований. Гармония самой природы не терпит скачкообразности развития и тем более пустоты ожидания. Природа развивается Постепенно и Постоянно. Это и есть та тайна Гармонии Бытия, которую постигают люди-воины, ниндзя. Возвращаясь к тем принципам Гармонии жизни, скажу следующее:
СИН - спланируй свои действия
ГИ - определи (выяви) слабые места противника
ТАЙ - управляй поведением людей.
Это и есть высшая ипостась Ниндзюцу, где само искусство определено как "переход из сумрака в свет".
Возражения, по поводу высказанного отвергаю сразу, так как в отличие от множества школ Боевых искусств Японии, которые появлялись и канули в лету истории, ниндзюцу существует и по сей день. Ибо оно сформировалось естественно путем выживания, в лоне многовековых военных конфликтов. Оппонентам напоминаю, что такие понятия как "Каратэдо", "Айкидо" и другие уважаемые и почитаемые лично мной системы Боевых искусств - это явления довольно новые, ассимилированные в середине 30-х годов XX столетия из древних систем духовно-физического развития воинов. Здесь достаточно вспомнить "крестного отца" современного классического Каратэдо Гитина Фунакоси (1896 -1957 г.г.), который из сплава древних школ Боевых искусств создал "Сётокан" (Шотокан) и первым среди всех учителей описал свою систему, положив тем самым начало появлению многих школ различных направлений Боевых Искусств современности.
В Ниндзюцу согласно древним традициям изучают: ГО-ГЁ (пять первоэлементов природы), НО КАТА (четыре манеры ведения боя). Все это определено понятием НИНПО, то есть методы, используемые в практике Ниндзюцу.
ИСТОКИ ШКОЛЫ-СИНОБИ КЛАНА КАТЭДА
Само понятие НИНПО (НИНДЗЮЦУ) многократно. С XIII по XVII в.в. в федеральной Японии существовало множество школ и направлений по практике Ниндзюцу. Каждая из них профилировала свои способы, манеры ведения боя, виды оружия и многое другое. Школа "КАТЭДА" - это также одно из направлений "Искусства терпеливых". Справедливости ради, надо отметить, что все школы по подготовке ниндзя входили в клановую структуру. Согласно историческим летописям в Японии было 63(!) клана ниндзя, в один из которых входила семь КАТЭДА. Основная базовая школа этого клана и является в настоящее время преемницей древних традиций. Древняя школа базировалась в предгорьях (Рэндзан) Ёсино, хотя семья Катэда имела разветвленную сеть своих агентов в различных провинциях средневековой Японии.
(Ёсино - это местность в провинции Японии, славилась красотой гор и рек, водопадами, предгорными долинами, где весной бурно расцветали вишневые сады. В настоящее время - префектура Нара).
На пороге конца XX века всему миру представлены различные системы так называемого Рукопашного боя (по-японски - Рангун). В каждой стране практикуется, и превозносятся свои национальные стили, школы, направления. Существуют свои классические подходы к данной дисциплине, свои объяснения философских, религиозных, технических, физических аспектов развития личности. И все, без исключения, заявляют о главном в процессе обучения - о духовном росте людей. Хочется верить, что это так.
Чем в настоящее время можно удивить или хотя бы увлечь современного человека?
Все эти так называемые "школы Боевых Искусств" (Бу-Дзюцу-Рюха) плодятся с быстротой мгновения, обладателей "черных поясов" сейчас больше, чем пыли во время засухи. И, что самое интересное, основатели современных систем Рукопашного боя в один голос утверждают приблизительно следующее: "Моя школа самая эффективная, боевая, так как истоки школы теряются во тьме веков, а имя родоначальника - патриарха настолько сложное, что невозможно его выговорить. А сам я учился у такого именитого мастера, что даже не стоит произносить его имя вслух".
Впрочем, довольно иронии, ведь разговор предстоит о главном, об умении выживать в любых экстремальных ситуациях, о мужестве и стойкости, о слезах и боли, о синяках и кровавых ранах, о здоровом теле и сильном духе, о главном качестве человека - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!
ДЗИССЕН КЭМПО БУДО - ПРАКТИКА ИСТИННО БОЕВОГО ИСКУСТВА
Дзиссен Кэмпо - это психофизический комплекс Боевых Искусств (РИННЭ). Сама система в своей основе несет чисто боевой, прикладной аспект универсальной подготовки воина, где на первом месте стоит понятие "Человек" и лишь за тем "Воин". Чтобы лучше понять суть "универсальности", рассмотрим современную, подчеркиваю, современную трактовку различных систем, так, называемых, Боевых Искусств, на примере хотя бы Японии - страны, где насчитывается свыше 130 национальных видов борьбы:
Дзюдо-Борцовская техника.
Каратэдо-Ударная техника.
Кэндо-Техника владения мечом.
Кюдо-Техника владения луком.
Сумо-Борьба богатырей-гигантов.
Дзю- Дзютсу (Джиу-Джицу)-Техника болевых, удушающих, скручивающих приемов и т. д.
Как видите, каждая боевая дисциплина практикует конкретно какое-то одно направление Воинских Искусств. Правда, в последнее время заметна тенденция слияние родственных боевых дисциплин. Например, совмещение ударной техники Каратэ и прикладной Джиу-Джитсу. А Джиу-Джитсу практикуют с элементами Кобудо (работа с малыми и подручными видами холодного и технического оружия).
А Дзиссен Кэмпо - это "Единый комплекс" Воинских Искусств, в основе которого лежит психофизический тренинг человека.
В психофизический тренинг в глубокой древности вкладывался один - единственный смысл: умение выживать во время проведения боевых операций. С первого момента приобщения юноши к ратному ремеслу его военачальник, командир вкладывал в его руки оружие: пусть затупленный, но меч; пусть обугленную, но все-таки боевую нагинату (широколезвенный меч с удлиненной рукояткой). А уже умение владеть конкретным видом оружия вырабатывалось непосредственно в поединках с такими же новобранцами и по-настоящему опытными воинами, которые могли дополнить знания по владению оружием еще и тактикой боя "один на один", "один в окружении многих", стратегией нападения и осмысленностью (без паники) отступления. С первых минут овладением боевым оружием воины переходили психологический барьер боязни "острого клинка" и, даже получая незначительные травмы (порезы, уколы, ушибы и т.д.), фактически, пока идет поединок, не обращать на них внимание. Ведь заминка в бою - это верный шаг к поражению, смерти.
Так значит "Дзиссен Кэмпо Будо" - это синтез вышеназванных направлений Боевых Искусств?
Нет и еще раз нет! Это то, что было изначально. Первооснова. Не имеет смысла дискутировать в одностороннем порядке, достаточно заглянуть в историю развития и становления Воинского Искусства.
Как утверждают исторические летописи времен средневековья, воин (БУСИ) обязан знать два-три иностранных языка, рисовать, играть в шахматы и на музыкальных инструментах, разбираться в тонкостях светского этикета, досконально знать историю своей страны и ближайших государств, уметь слагать стихи.
Воин обязан был еще изучить "Единый комплекс" Боевых Искусств, который гарантировал высокий процент выживания в многочисленных боевых операциях тех времен. На базе этого комплекса воин вырабатывал свою манеру ведения боя, наиболее подходящею только ему одному, исходя из его физических, психологических, физиологических и прочих данных. И еще, так как бои велись в основном при помощи оружия (БУКИ), то воин выбирал из всего арсенала один-два вида профилирующего оружия, которые и гарантировали ему жизнь в многочисленных сражениях.
В "Единый комплекс" входили все параметры подготовки:
Удары, броски, удержания, удушения, болевые приемы;
Обманные пасы и движения;
Выпады и уходы с линии атаки;
Подсечки, подножки, подбивы, зацепы;
Прыжки, кувырки, сальто;
Техника опережения действий противника;
Тактика и стратегия;
Изучение топографии;
Использование местности и природных факторов;
Методы ведения различных боевых операций;
Психология боя и психологическое воздействие на врага;
Искусство маскировки и камуфляжа;
Шпионаж;
Вербовка наемников;
Традиционная и нетрадиционная медицина;
Приготовление лекарств и ядов;
Изучение иностранных языков и наречий;
Получение особых знаний узкой специализации;
Изучение бытовых профессий;
Изучение различных религий и обрядов;
Изучение владения различными видами оружия и прочее.
Позднее в истории Японии произошла известная буржуазная революция МЭЙДЗИ (1868 г.) началась новая политическая, экономическая, социальная эпоха. Феодальные, клановые войны канули в прошлое. Воинское сословие, как таковое, стало отмирать за ненадобностью. Воины-профессионалы стали изгоями. И вот в это самое время, некогда "Единый комплекс" Воинских Искусств, стал распадаться на отдельные течения, направления, школы (РЮ, РЮХА, РЮГИ) по видам, техникам, то есть на то, что имеем в настоящее время.
В моду вошли не боевые системы, в которых готовили по принципу выживания, а оздоровительные и чисто спортивные, где на первый план в процессе обучения ставили общеукрепляющий аспект.
Бывший воин-профессионал, чтобы прожить и заработать на кусок хлеба, значительно сократил разнообразие в тренировках своих учеников, сделав систему более примитивной и менее изощренной. С той поры так и пошло. Один воин-профессионал стал преподавать технику владения мечем (впоследствии - Кэндо), другой - ударную технику рук и ног (впоследствии - Каратэдо), третий - борцовскую технику (впоследствии - Дзюдо) и так далее.
И, хотя современные спортивные, оздоровительные системы прижились в наше время и пользуются определенной популярностью, тем не менее, истинно боевой бух в них утерян, уступив место спортивной этики и морали. Наконец, на рубеже конца XX века не только японцы, корейцы, китайцы, но и представители других народов земли поняли, что пора возрождать Боевые Национальные Исторические корни.
Не ради войны, но ради Мира! Еще в Древней Греции говорили: "В здоровом теле - здоровый дух". Банально, но ведь действительно так. Только по-настоящему сильные телом и духом люди своей жизнью на земле противостоят насилию и смерти.
Продолжая развивать тему Боевых Искусств и Воинских Искусств, скажу: Бокс для настоящих мужчин; Каратэ - для избранных; Айкидо - для интеллектуалов; Дзиссен Кэмпо - для людей-созидателей; Ниндзюцу - для воинов по духу.
Я указал на наиболее популярные направления Боевых Искусств, не обижая при этом людей, которые выбрали для себя что-то другое.
КОМПЛЕКС "ДЗИССЕН КЭМПО БУДО" И ШКОЛА "КАТЭДА"
Комплекс "Дзиссен Кэмпо Будо" (ДКБ) представлен на базе школы "КАТЭДА". Мастер Катэда, последний патриарх данного направления Боевых Искусств, жил в XIX веке. Являясь последним представителем древнего княжеского рода (ДЗОКУ) Катэда, он стал последним носителем воинских традиций своего клана (ХАН).
Следует отметить тот исторический факт, что в XVI веке представители семьи Катэда сражались под руководством ТОЁТОМИ ХИДЭЁСИ, высокопоставленного военноначальника, князя, на стороне правительственных войск против незаконных формирований повстанцев, в состав которых входили многочисленные группировки ниндзя клановой структуры ИГА и КОГА-РЮ.
Система подготовки воинов была столь высокоэффективной и в равной степени трудна в освоении, что подошла только людям, перешагнувшим уровень обычной человеческой выносливости. Упрощенно говоря, система клана КАТЭДА - искусство переносить физическую боль. Сама методика подготовки воина была взята на вооружение так называемыми "Монахами-отшельниками" (ГЁДЗЯ), обитавшими в горах Ёсино, ЯМАНО-ХИДЗИРИ (горные мудрецы), больше известными как ЯМАБУСИ (горные воины), и через них применена на практике воинами-СИНОБИ НО МОНО (терпеливые), а теперь называемыми НИНДЗЯ (последователь учения терпеливых).
Учение монахов было введено в тайный трактат "СЮ-ГЭН-ДО" (путь обретения могущества), который монахи-отшельники составили из эзотерической практики тантрического ДЗЭН-БУДИЗМА (БУККЁ ДЗЕН-СЮ), магии и колдовства СИНТОИЗМА (МАДЗЮЦУ), конкретной практики китайского ДАОСИЗМА (ДОГАКУ).
Мастер Катэда, воин, неведающий страха в боях, выживший в многочисленных войнах, стал изгоем, так как Истинное Боевое Искусство стало не нужно молодым, сытым, ленивым мужчинам. Получилось так, что на склоне своих лет Катэда ушел из мира людей в Гималаи, где в одном из монастырей принял монашеский обет и, после долгих раздумий в часы медитации, написал трактат (МАКИ) о Воинском Искусстве своего клана под названием "СЕМЬ СЕКРЕТОВ". Собственноручно мастер Катэда скрепил все исписанные листы, запечатал их в кожаный переплет и передал свой труд на хранение монахам монастыря, взяв с них слово, что трактат отдадут только в надежные руки человека, желающего в полной мере постичь все тайны "Центральной Силы", мечтающего возродить Истинно Боевой Дух. Монахи поклялись выполнить завет старого Мастера. Вскоре Катэда-сан ушел на "вечную беседу с БУДДОЙ".
С той поры прошло тридцать девять лет, и в 1907 году, мастер Боевых Искусств по нескольким дисциплинам БУ-ДЗЮЦУ (искусство воина), японец Тагаси путешествовал по монастырям в поисках древних рукописей с описанием методов ведения боя. И в этом монастыре он провел несколько философских бесед с настоятелем о теории и практики Боевых Искусств. Настоятель, зная о завете мастера Катэда, вручил трактат мастеру Тагаси. Этот труд по практике КЭМПО настолько потряс последнего, что он остался в монастыре, стал монахом и приступил к изучению рукописи. В течение сорока лет он осваивал и практиковал специальные физические упражнения и специальную технику дыхания, сочетая все это с упражнениями по медитации, пока по результатам не сравнялся с уровнем мастера Катэда. Верховный настоятель монастыря благословил Тагаси на "уход" в мир и практику искусства "КАТЭДА-РЮ ДЗИССЕН КЭМПО БУДО".
В настоящее время школа "КАТЭДА" известна в Западной Европе, Америке, Австралии, Японии. НО! Она не является широко разрекламированной и практикуемой из-за своей специфики. Зрелый воин по школе "КАТЭДА", помимо нанесения полноконтактных ударов по металлическим поверхностям, должен уметь выдерживать удары в различные зоны своего тела, не испытывая при этом боли. Уметь задерживать дыхание от 3 до 6 минут, владеть в совершенстве гипнозом и биоэнергетикой, ориентироваться в полной темноте, овладеть пятью первоэлементами природы и многое другое. А это все не под силу простому, избалованному благами цивилизации городскому человеку, тем более, что на каждом шагу вам предлагают более простые формы физического и духовного совершенства.
ДЗИССЕН КЭМПО НЕЛЬЗЯ ПРОСТО ЗАНИМАТЬСЯ!
ДЗИССЕН КЭМПО НАДО ТОЛЬКО ЖИТЬ!
Подросток и Дзиссен Кэмпо. Обучение детей 8-16 лет ДКБ (Дзиссен Кэмпо Будо) требует несколько иных подходов и акцентов в проведении тренировок, чем у взрослых учеников. Рассмотрим некоторые вопросы подготовки в обучении ДКБ детей.
Как показывает опыт, мальчики спокойно осваивают предлагаемые им дисциплины начиная с 8-9 лет. Во-первых, любой мальчишка способен овладеть ДКБ на том или ином уровне. Причем, овладение знаниями не зависит от его природных данных, естественно за исключением медицинских противопоказаний. То, что в ДКБ нет "бесперспективных", обуславливается богатой палитрой различных воинских дисциплин. Каждый подросток, осваивая весь комплекс Боевых Искусств, может выделить для себя какую-то дисциплину, достичь в ней высшего мастерства, не будучи универсальным бойцом.
Каждый человек от рождения наделен определенными способностями. Задача инструктора на базе врожденных качеств подростка развить у него способности, не данные ему природой. Причем наставник заботится не только об увеличении силы, резкости, выносливости и т. д., но в первую очередь, заботится о духовном становлении ученика, развитии его морально-нравственных качеств.
Возраст 8-16 лет - особый возраст, требующий деликатного подхода к каждому. Это то время в жизни человека, когда закладывается характер, личность будущего мужчины. Неосторожным жестом или словом можно разорвать ту невидимую нить, которая связывает ученика и наставника. А без духовного контакта между тренером и учеником - научить Боевым искусствам очень сложно.
Без доброжелательных отношений между учениками процесс постижения премудростей ДКБ труден. Точнее - практически не возможен. Поэтому атмосфера товарищества, взаимоподдержки просто необходима. Только честный, уравновешенный, добрый человек может быть естественно спокойным. А естественное спокойствие и является первым и основным качеством мастера ДКБ.
Во-вторых, исходя из опыта ясно, что подростки, приходящие в додзё, имеют различный уровень физической подготовки, уровень развития необходимых рефлексов. Поэтому тренер на начальном этапе обучения особое внимание уделяет повышению физических качеств до требуемого уровня. Бессмысленно приступать к освоению техники, если недостаточно подготовлена мускулатура, не разработаны суставы, недостаточно эластичны сухожилия. Комплексы специальных упражнений ДКБ позволяют в достаточно короткий срок вывести всех учеников на необходимый уровень готовности.
На последующем этапе обучения ученики переходят к изучению базовой техники. Опыт показывает, что, зная основы тактики, ученик лучше и быстрее осваивает технику. Ему ясно, для чего необходимо то или иное техническое действие. Отсюда ученик не просто повторяет движение за учителем, а пытается привнести в него свое "я", свое ощущение. Таким образом, вырабатывается стремление к творчеству, импровизации в бою.
В-третьих, среди приверженцев ДКБ вы не увидите двух одинаковых по манере бойцов. Каждый из них своеобразен и неповторим - этому способствует техника ДКБ. Она проста и экономична. Отсутствие жестких канонов позволяет создавать разнообразные комбинации и связки. А подростки - народ увлекающийся.
Параллельно с освоением техники рукопашного боя начинается изучение работы с оружием (КОБУДО), имеется в виду оружие Востока. Первое, что осваивают ученики - нунчаку, явара-дзё, танто, сюрикэн, фукибари. Такой комплексный подход позволяет ученику на самом раннем этапе выбрать свой путь, поверить в себя.
Приобретение самых первых навыков обращения с оружием заставляет учеников пересмотреть знания, полученные на предыдущем этапе обучения. Более четкими становятся представления об эффективности тех или иных приемов. Перед учеником появляется широкая перспектива совершенствования. Отвергаются, может быть, эффектные визуально, но малопригодные в реальном бою действия.
Оружие, даже учебное, остается оружием. Поэтому рациональность становится одним из достоинств бойца ДКБ. Умение найти кратчайший путь к победе - есть отличительная черта мастера. Выработать у ученика способность эффективно действовать в условиях лимита времени, значит заложить фундамент победы над несколькими противниками.
Возникает вопрос "Как этого достичь?". В ДКБ существует ряд утверждений для выработки так называемого "шестого чувства", "экстремального разума" (ГОКУ-И), то есть развития экстрасенсорных способностей. Исходя из этого около 20% тренировочного времени отводится этим упражнениям. Для этого используются повязки на лоб (ХАТИМАКИ). Они опускаются на глаза, после чего ученики выполняют определенные задания инструктора. Задания могут быть самыми разнообразными: работа в парах, один против двоих или троих, прохождение через "Коридор Духа" и т. п. Развитое "шестое чувство", позволяет, как бы кожей ощущать опасность, мгновенно уходить из-под удара и контратаковать. В ДКБ основной упор делается на воспитании личности, развитии духовных качеств, в тоже время, не умея молниеносно "махать" руками и ногами, можно и нужно оставаться просто Человеком.
Ниндзюцу - старейшее из Воинских Искусств Японии, появилось в XII веке. Иероглиф "Ниндзюцу" состоит из двух частей:
- "НИН" (от китайского "ЖЭНЬ") означает "терпение", в смысловом значении - "уметь сносить трудности, боль";
- ДЗЮЦУ (от старояпонского "ДЗИЦУ"), то есть "искусство".
Несомненное влияние на зарождение, становление и развитие этого философского, истинно боевого, воинского направления "искусства выживания" времен средневековья оказали следующие составляющие: Китайский воинский трактат "СУНЬ ЦЗЫ", магические методы познания природы и познания человека в природе монахов Ямабуси (создателей СЮГЭНДО, родословная которых ведется от монахов-отшельников, обосновавшихся в горах Ёсино (прим. В настоящее время - префектура Нара), а также новые для XIII века Японии мировоззрения, связанные с индийско-китайским буддизмом, тансформировавшимся позднее в автохтонный японский "ДЗЭН". Также конкретное влияние на формирование воинской касты средневековой Японии оказало полумистическое движение "СИНГОН" (основатель Кукай, создатель трактата "О явном и сокрытом").
Основой Ниндзюцу стало умение приспосабливаться к окружающему миру, выявление в человеке его потенциальных возможностей (и сверх того), и главное - это выживание человека-воина в экстраординарных условиях войны. Общеизвестный принцип "победа любой ценой" - это древнейший постулат учения Ниндзюцу.
В отличие от параллельных Воинских и Боевых искусств Японии, где ключевая роль любой "будзюцу ханрю" (клановой школы воинов), сводилась к использованию конкретной техники или методики, Ниндзюцу использовало спонтанное, то есть согласно ситуации, ведение боя и т.п.
Система подготовки воинов в Ниндзюцу включает в себя освоение:
1. Рангун - рукопашный бой, куда входит:
а) Тай дзюцу
б) Буки дзюцу, где изучается Канка - современное Кобудо.
2. Сюгэндо
3. Мицудэн, основанное на Миккё.
Ринсэй (духовные наставники ниндзя) учили своих адептов буквально следующему: Жизнь - это время между войнами ("Не трать "его" в пустую - постигай!"). Смерть - это возврат в прошлое (совершенствуй себя при жизни, ибо колесо жизни (КАЛАЧАКРА - санскрит) возносит равно как вверх, так и вниз при реинкарнации, то есть перерождении). Воин - это обнаженный меч (Меч может лишить жизни человека, а может предостеречь от безрассудства.). Все зависит от применения. Честь воина - меч в ножнах (Если ты искусен как воин, стань искусным как человек). Изыщи возможность не убить, но уйти от поединка.) Современным последователям Боевых Искусств известен принцип "Лучший бой тот, который не состоялся".
Люби противника - это тактика и стратегия боя (поединка). (Использовав все возможности, чтобы уклониться от поединка, смело вступай в бой. Порази врага так, чтобы он этого не заметил.) В современных системах Боевых искусств просматривается прямо противоположный принцип. В них созданы регламентированные правила боев на татами. 2-х, 3-х минутные кумитэ (поединки), ваза-ари (очки, баллы) за проведенные удары, броски и т.п., чуй (предупреждение) за нерегламентированные действия в бою и т. д. В итоге травмы, увечья и прочее.
В искусстве ниндзя (например, в "тай-цзюцу") как не парадоксально не учат "проводить" поединок, а скорее учат как "закончить" атаку (контратаку) за считанные секунды. И, действительно, зачем избивать, а значит калечить противника.
Техника боя в ниндзюцу нацелена на мгновенное "отключение" потенциального, конкретного оппонента, в случае поединка. Надеюсь, теперь понятно, что практики ниндзюцу отдают предпочтение не бою (убийству) как таковому, а уходу от критических ситуаций, приводящих к "маханию конечностями".
В спортивных единоборствах (регламентированных правилами) бойцы выясняют кто лучший, чья школа готовит более "крутых" бойцов. В Воинских школах этот вопрос отпадает сам по себе, ибо ниндзя знает, что лучший это и есть гармонично развитый человек. И, это обуславливается тем, что в Ниндзюцу нет и не может быть соревнований. Гармония самой природы не терпит скачкообразности развития и тем более пустоты ожидания. Природа развивается Постепенно и Постоянно. Это и есть та тайна Гармонии Бытия, которую постигают люди-воины, ниндзя. Возвращаясь к тем принципам Гармонии жизни, скажу следующее:
СИН - спланируй свои действия
ГИ - определи (выяви) слабые места противника
ТАЙ - управляй поведением людей.
Это и есть высшая ипостась Ниндзюцу, где само искусство определено как "переход из сумрака в свет".
Возражения, по поводу высказанного отвергаю сразу, так как в отличие от множества школ Боевых искусств Японии, которые появлялись и канули в лету истории, ниндзюцу существует и по сей день. Ибо оно сформировалось естественно путем выживания, в лоне многовековых военных конфликтов. Оппонентам напоминаю, что такие понятия как "Каратэдо", "Айкидо" и другие уважаемые и почитаемые лично мной системы Боевых искусств - это явления довольно новые, ассимилированные в середине 30-х годов XX столетия из древних систем духовно-физического развития воинов. Здесь достаточно вспомнить "крестного отца" современного классического Каратэдо Гитина Фунакоси (1896 -1957 г.г.), который из сплава древних школ Боевых искусств создал "Сётокан" (Шотокан) и первым среди всех учителей описал свою систему, положив тем самым начало появлению многих школ различных направлений Боевых Искусств современности.
В Ниндзюцу согласно древним традициям изучают: ГО-ГЁ (пять первоэлементов природы), НО КАТА (четыре манеры ведения боя). Все это определено понятием НИНПО, то есть методы, используемые в практике Ниндзюцу.
ИСТОКИ ШКОЛЫ-СИНОБИ КЛАНА КАТЭДА
Само понятие НИНПО (НИНДЗЮЦУ) многократно. С XIII по XVII в.в. в федеральной Японии существовало множество школ и направлений по практике Ниндзюцу. Каждая из них профилировала свои способы, манеры ведения боя, виды оружия и многое другое. Школа "КАТЭДА" - это также одно из направлений "Искусства терпеливых". Справедливости ради, надо отметить, что все школы по подготовке ниндзя входили в клановую структуру. Согласно историческим летописям в Японии было 63(!) клана ниндзя, в один из которых входила семь КАТЭДА. Основная базовая школа этого клана и является в настоящее время преемницей древних традиций. Древняя школа базировалась в предгорьях (Рэндзан) Ёсино, хотя семья Катэда имела разветвленную сеть своих агентов в различных провинциях средневековой Японии.
(Ёсино - это местность в провинции Японии, славилась красотой гор и рек, водопадами, предгорными долинами, где весной бурно расцветали вишневые сады. В настоящее время - префектура Нара).
На пороге конца XX века всему миру представлены различные системы так называемого Рукопашного боя (по-японски - Рангун). В каждой стране практикуется, и превозносятся свои национальные стили, школы, направления. Существуют свои классические подходы к данной дисциплине, свои объяснения философских, религиозных, технических, физических аспектов развития личности. И все, без исключения, заявляют о главном в процессе обучения - о духовном росте людей. Хочется верить, что это так.
Чем в настоящее время можно удивить или хотя бы увлечь современного человека?
Все эти так называемые "школы Боевых Искусств" (Бу-Дзюцу-Рюха) плодятся с быстротой мгновения, обладателей "черных поясов" сейчас больше, чем пыли во время засухи. И, что самое интересное, основатели современных систем Рукопашного боя в один голос утверждают приблизительно следующее: "Моя школа самая эффективная, боевая, так как истоки школы теряются во тьме веков, а имя родоначальника - патриарха настолько сложное, что невозможно его выговорить. А сам я учился у такого именитого мастера, что даже не стоит произносить его имя вслух".
Впрочем, довольно иронии, ведь разговор предстоит о главном, об умении выживать в любых экстремальных ситуациях, о мужестве и стойкости, о слезах и боли, о синяках и кровавых ранах, о здоровом теле и сильном духе, о главном качестве человека - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!
ДЗИССЕН КЭМПО БУДО - ПРАКТИКА ИСТИННО БОЕВОГО ИСКУСТВА
Дзиссен Кэмпо - это психофизический комплекс Боевых Искусств (РИННЭ). Сама система в своей основе несет чисто боевой, прикладной аспект универсальной подготовки воина, где на первом месте стоит понятие "Человек" и лишь за тем "Воин". Чтобы лучше понять суть "универсальности", рассмотрим современную, подчеркиваю, современную трактовку различных систем, так, называемых, Боевых Искусств, на примере хотя бы Японии - страны, где насчитывается свыше 130 национальных видов борьбы:
Дзюдо-Борцовская техника.
Каратэдо-Ударная техника.
Кэндо-Техника владения мечом.
Кюдо-Техника владения луком.
Сумо-Борьба богатырей-гигантов.
Дзю- Дзютсу (Джиу-Джицу)-Техника болевых, удушающих, скручивающих приемов и т. д.
Как видите, каждая боевая дисциплина практикует конкретно какое-то одно направление Воинских Искусств. Правда, в последнее время заметна тенденция слияние родственных боевых дисциплин. Например, совмещение ударной техники Каратэ и прикладной Джиу-Джитсу. А Джиу-Джитсу практикуют с элементами Кобудо (работа с малыми и подручными видами холодного и технического оружия).
А Дзиссен Кэмпо - это "Единый комплекс" Воинских Искусств, в основе которого лежит психофизический тренинг человека.
В психофизический тренинг в глубокой древности вкладывался один - единственный смысл: умение выживать во время проведения боевых операций. С первого момента приобщения юноши к ратному ремеслу его военачальник, командир вкладывал в его руки оружие: пусть затупленный, но меч; пусть обугленную, но все-таки боевую нагинату (широколезвенный меч с удлиненной рукояткой). А уже умение владеть конкретным видом оружия вырабатывалось непосредственно в поединках с такими же новобранцами и по-настоящему опытными воинами, которые могли дополнить знания по владению оружием еще и тактикой боя "один на один", "один в окружении многих", стратегией нападения и осмысленностью (без паники) отступления. С первых минут овладением боевым оружием воины переходили психологический барьер боязни "острого клинка" и, даже получая незначительные травмы (порезы, уколы, ушибы и т.д.), фактически, пока идет поединок, не обращать на них внимание. Ведь заминка в бою - это верный шаг к поражению, смерти.
Так значит "Дзиссен Кэмпо Будо" - это синтез вышеназванных направлений Боевых Искусств?
Нет и еще раз нет! Это то, что было изначально. Первооснова. Не имеет смысла дискутировать в одностороннем порядке, достаточно заглянуть в историю развития и становления Воинского Искусства.
Как утверждают исторические летописи времен средневековья, воин (БУСИ) обязан знать два-три иностранных языка, рисовать, играть в шахматы и на музыкальных инструментах, разбираться в тонкостях светского этикета, досконально знать историю своей страны и ближайших государств, уметь слагать стихи.
Воин обязан был еще изучить "Единый комплекс" Боевых Искусств, который гарантировал высокий процент выживания в многочисленных боевых операциях тех времен. На базе этого комплекса воин вырабатывал свою манеру ведения боя, наиболее подходящею только ему одному, исходя из его физических, психологических, физиологических и прочих данных. И еще, так как бои велись в основном при помощи оружия (БУКИ), то воин выбирал из всего арсенала один-два вида профилирующего оружия, которые и гарантировали ему жизнь в многочисленных сражениях.
В "Единый комплекс" входили все параметры подготовки:
Удары, броски, удержания, удушения, болевые приемы;
Обманные пасы и движения;
Выпады и уходы с линии атаки;
Подсечки, подножки, подбивы, зацепы;
Прыжки, кувырки, сальто;
Техника опережения действий противника;
Тактика и стратегия;
Изучение топографии;
Использование местности и природных факторов;
Методы ведения различных боевых операций;
Психология боя и психологическое воздействие на врага;
Искусство маскировки и камуфляжа;
Шпионаж;
Вербовка наемников;
Традиционная и нетрадиционная медицина;
Приготовление лекарств и ядов;
Изучение иностранных языков и наречий;
Получение особых знаний узкой специализации;
Изучение бытовых профессий;
Изучение различных религий и обрядов;
Изучение владения различными видами оружия и прочее.
Позднее в истории Японии произошла известная буржуазная революция МЭЙДЗИ (1868 г.) началась новая политическая, экономическая, социальная эпоха. Феодальные, клановые войны канули в прошлое. Воинское сословие, как таковое, стало отмирать за ненадобностью. Воины-профессионалы стали изгоями. И вот в это самое время, некогда "Единый комплекс" Воинских Искусств, стал распадаться на отдельные течения, направления, школы (РЮ, РЮХА, РЮГИ) по видам, техникам, то есть на то, что имеем в настоящее время.
В моду вошли не боевые системы, в которых готовили по принципу выживания, а оздоровительные и чисто спортивные, где на первый план в процессе обучения ставили общеукрепляющий аспект.
Бывший воин-профессионал, чтобы прожить и заработать на кусок хлеба, значительно сократил разнообразие в тренировках своих учеников, сделав систему более примитивной и менее изощренной. С той поры так и пошло. Один воин-профессионал стал преподавать технику владения мечем (впоследствии - Кэндо), другой - ударную технику рук и ног (впоследствии - Каратэдо), третий - борцовскую технику (впоследствии - Дзюдо) и так далее.
И, хотя современные спортивные, оздоровительные системы прижились в наше время и пользуются определенной популярностью, тем не менее, истинно боевой бух в них утерян, уступив место спортивной этики и морали. Наконец, на рубеже конца XX века не только японцы, корейцы, китайцы, но и представители других народов земли поняли, что пора возрождать Боевые Национальные Исторические корни.
Не ради войны, но ради Мира! Еще в Древней Греции говорили: "В здоровом теле - здоровый дух". Банально, но ведь действительно так. Только по-настоящему сильные телом и духом люди своей жизнью на земле противостоят насилию и смерти.
Продолжая развивать тему Боевых Искусств и Воинских Искусств, скажу: Бокс для настоящих мужчин; Каратэ - для избранных; Айкидо - для интеллектуалов; Дзиссен Кэмпо - для людей-созидателей; Ниндзюцу - для воинов по духу.
Я указал на наиболее популярные направления Боевых Искусств, не обижая при этом людей, которые выбрали для себя что-то другое.
КОМПЛЕКС "ДЗИССЕН КЭМПО БУДО" И ШКОЛА "КАТЭДА"
Комплекс "Дзиссен Кэмпо Будо" (ДКБ) представлен на базе школы "КАТЭДА". Мастер Катэда, последний патриарх данного направления Боевых Искусств, жил в XIX веке. Являясь последним представителем древнего княжеского рода (ДЗОКУ) Катэда, он стал последним носителем воинских традиций своего клана (ХАН).
Следует отметить тот исторический факт, что в XVI веке представители семьи Катэда сражались под руководством ТОЁТОМИ ХИДЭЁСИ, высокопоставленного военноначальника, князя, на стороне правительственных войск против незаконных формирований повстанцев, в состав которых входили многочисленные группировки ниндзя клановой структуры ИГА и КОГА-РЮ.
Система подготовки воинов была столь высокоэффективной и в равной степени трудна в освоении, что подошла только людям, перешагнувшим уровень обычной человеческой выносливости. Упрощенно говоря, система клана КАТЭДА - искусство переносить физическую боль. Сама методика подготовки воина была взята на вооружение так называемыми "Монахами-отшельниками" (ГЁДЗЯ), обитавшими в горах Ёсино, ЯМАНО-ХИДЗИРИ (горные мудрецы), больше известными как ЯМАБУСИ (горные воины), и через них применена на практике воинами-СИНОБИ НО МОНО (терпеливые), а теперь называемыми НИНДЗЯ (последователь учения терпеливых).
Учение монахов было введено в тайный трактат "СЮ-ГЭН-ДО" (путь обретения могущества), который монахи-отшельники составили из эзотерической практики тантрического ДЗЭН-БУДИЗМА (БУККЁ ДЗЕН-СЮ), магии и колдовства СИНТОИЗМА (МАДЗЮЦУ), конкретной практики китайского ДАОСИЗМА (ДОГАКУ).
Мастер Катэда, воин, неведающий страха в боях, выживший в многочисленных войнах, стал изгоем, так как Истинное Боевое Искусство стало не нужно молодым, сытым, ленивым мужчинам. Получилось так, что на склоне своих лет Катэда ушел из мира людей в Гималаи, где в одном из монастырей принял монашеский обет и, после долгих раздумий в часы медитации, написал трактат (МАКИ) о Воинском Искусстве своего клана под названием "СЕМЬ СЕКРЕТОВ". Собственноручно мастер Катэда скрепил все исписанные листы, запечатал их в кожаный переплет и передал свой труд на хранение монахам монастыря, взяв с них слово, что трактат отдадут только в надежные руки человека, желающего в полной мере постичь все тайны "Центральной Силы", мечтающего возродить Истинно Боевой Дух. Монахи поклялись выполнить завет старого Мастера. Вскоре Катэда-сан ушел на "вечную беседу с БУДДОЙ".
С той поры прошло тридцать девять лет, и в 1907 году, мастер Боевых Искусств по нескольким дисциплинам БУ-ДЗЮЦУ (искусство воина), японец Тагаси путешествовал по монастырям в поисках древних рукописей с описанием методов ведения боя. И в этом монастыре он провел несколько философских бесед с настоятелем о теории и практики Боевых Искусств. Настоятель, зная о завете мастера Катэда, вручил трактат мастеру Тагаси. Этот труд по практике КЭМПО настолько потряс последнего, что он остался в монастыре, стал монахом и приступил к изучению рукописи. В течение сорока лет он осваивал и практиковал специальные физические упражнения и специальную технику дыхания, сочетая все это с упражнениями по медитации, пока по результатам не сравнялся с уровнем мастера Катэда. Верховный настоятель монастыря благословил Тагаси на "уход" в мир и практику искусства "КАТЭДА-РЮ ДЗИССЕН КЭМПО БУДО".
В настоящее время школа "КАТЭДА" известна в Западной Европе, Америке, Австралии, Японии. НО! Она не является широко разрекламированной и практикуемой из-за своей специфики. Зрелый воин по школе "КАТЭДА", помимо нанесения полноконтактных ударов по металлическим поверхностям, должен уметь выдерживать удары в различные зоны своего тела, не испытывая при этом боли. Уметь задерживать дыхание от 3 до 6 минут, владеть в совершенстве гипнозом и биоэнергетикой, ориентироваться в полной темноте, овладеть пятью первоэлементами природы и многое другое. А это все не под силу простому, избалованному благами цивилизации городскому человеку, тем более, что на каждом шагу вам предлагают более простые формы физического и духовного совершенства.
ДЗИССЕН КЭМПО НЕЛЬЗЯ ПРОСТО ЗАНИМАТЬСЯ!
ДЗИССЕН КЭМПО НАДО ТОЛЬКО ЖИТЬ!
Подросток и Дзиссен Кэмпо. Обучение детей 8-16 лет ДКБ (Дзиссен Кэмпо Будо) требует несколько иных подходов и акцентов в проведении тренировок, чем у взрослых учеников. Рассмотрим некоторые вопросы подготовки в обучении ДКБ детей.
Как показывает опыт, мальчики спокойно осваивают предлагаемые им дисциплины начиная с 8-9 лет. Во-первых, любой мальчишка способен овладеть ДКБ на том или ином уровне. Причем, овладение знаниями не зависит от его природных данных, естественно за исключением медицинских противопоказаний. То, что в ДКБ нет "бесперспективных", обуславливается богатой палитрой различных воинских дисциплин. Каждый подросток, осваивая весь комплекс Боевых Искусств, может выделить для себя какую-то дисциплину, достичь в ней высшего мастерства, не будучи универсальным бойцом.
Каждый человек от рождения наделен определенными способностями. Задача инструктора на базе врожденных качеств подростка развить у него способности, не данные ему природой. Причем наставник заботится не только об увеличении силы, резкости, выносливости и т. д., но в первую очередь, заботится о духовном становлении ученика, развитии его морально-нравственных качеств.
Возраст 8-16 лет - особый возраст, требующий деликатного подхода к каждому. Это то время в жизни человека, когда закладывается характер, личность будущего мужчины. Неосторожным жестом или словом можно разорвать ту невидимую нить, которая связывает ученика и наставника. А без духовного контакта между тренером и учеником - научить Боевым искусствам очень сложно.
Без доброжелательных отношений между учениками процесс постижения премудростей ДКБ труден. Точнее - практически не возможен. Поэтому атмосфера товарищества, взаимоподдержки просто необходима. Только честный, уравновешенный, добрый человек может быть естественно спокойным. А естественное спокойствие и является первым и основным качеством мастера ДКБ.
Во-вторых, исходя из опыта ясно, что подростки, приходящие в додзё, имеют различный уровень физической подготовки, уровень развития необходимых рефлексов. Поэтому тренер на начальном этапе обучения особое внимание уделяет повышению физических качеств до требуемого уровня. Бессмысленно приступать к освоению техники, если недостаточно подготовлена мускулатура, не разработаны суставы, недостаточно эластичны сухожилия. Комплексы специальных упражнений ДКБ позволяют в достаточно короткий срок вывести всех учеников на необходимый уровень готовности.
На последующем этапе обучения ученики переходят к изучению базовой техники. Опыт показывает, что, зная основы тактики, ученик лучше и быстрее осваивает технику. Ему ясно, для чего необходимо то или иное техническое действие. Отсюда ученик не просто повторяет движение за учителем, а пытается привнести в него свое "я", свое ощущение. Таким образом, вырабатывается стремление к творчеству, импровизации в бою.
В-третьих, среди приверженцев ДКБ вы не увидите двух одинаковых по манере бойцов. Каждый из них своеобразен и неповторим - этому способствует техника ДКБ. Она проста и экономична. Отсутствие жестких канонов позволяет создавать разнообразные комбинации и связки. А подростки - народ увлекающийся.
Параллельно с освоением техники рукопашного боя начинается изучение работы с оружием (КОБУДО), имеется в виду оружие Востока. Первое, что осваивают ученики - нунчаку, явара-дзё, танто, сюрикэн, фукибари. Такой комплексный подход позволяет ученику на самом раннем этапе выбрать свой путь, поверить в себя.
Приобретение самых первых навыков обращения с оружием заставляет учеников пересмотреть знания, полученные на предыдущем этапе обучения. Более четкими становятся представления об эффективности тех или иных приемов. Перед учеником появляется широкая перспектива совершенствования. Отвергаются, может быть, эффектные визуально, но малопригодные в реальном бою действия.
Оружие, даже учебное, остается оружием. Поэтому рациональность становится одним из достоинств бойца ДКБ. Умение найти кратчайший путь к победе - есть отличительная черта мастера. Выработать у ученика способность эффективно действовать в условиях лимита времени, значит заложить фундамент победы над несколькими противниками.
Возникает вопрос "Как этого достичь?". В ДКБ существует ряд утверждений для выработки так называемого "шестого чувства", "экстремального разума" (ГОКУ-И), то есть развития экстрасенсорных способностей. Исходя из этого около 20% тренировочного времени отводится этим упражнениям. Для этого используются повязки на лоб (ХАТИМАКИ). Они опускаются на глаза, после чего ученики выполняют определенные задания инструктора. Задания могут быть самыми разнообразными: работа в парах, один против двоих или троих, прохождение через "Коридор Духа" и т. п. Развитое "шестое чувство", позволяет, как бы кожей ощущать опасность, мгновенно уходить из-под удара и контратаковать. В ДКБ основной упор делается на воспитании личности, развитии духовных качеств, в тоже время, не умея молниеносно "махать" руками и ногами, можно и нужно оставаться просто Человеком.