Джиу Джитсу
Введение в Джиу Джитсу
Ко всем текстам относитесь спокойно.
Это всего лишь слова.
Они лишь толчок к практике.
Это всего лишь слова.
Они лишь толчок к практике.
"Его мастерство достигло такого уровня, что как только противник касался его, противник, казалось, терял контроль над своим телом и своей силой. Было сложно понять, как ему это удавалось, даже если ты видел это своими собственными глазами".
Арима
Арима
Арима комментирует техники Shiro Saigo (Широ Сайго) во время его пребывания в додзе Jigoro Kano (Джигоро Кано). Это были техники Дайто рю Айки Джиу Джитсу.
Эти записи по праву считаются первой книгой о Кодокане.
Все техники Oshikiuchi Daito ryu Aiki Ju Jutsu (Ошикиучи Дайто рю Айки Джиу Джитсу), независимо от их уровня, имеют общие фундаментальные принципы, которые не следует ни забывать, ни принимать безоговорочно. Для того, чтобы техника развивалась надлежащим образом, в соответствии с концепциями Daito ryu, Aiki Ju Jutsu эти основы должны оставаться неизменными в соответствии с Mokuroku (Мокуроку) (изотерическими тайнами знаниями, передающимися от учителя к старшему ученику при достижении определённого уровня документально (Менкё кайден).
Эти принципы применяются и одинаково важны и в Ippon dori (иппон дори), gyaku udedori (гьяку удедори), и kuruma daoshi ikkajo (курума даоши иккадзе) так как они применяются в aiki tsubushi gasane (айки цибуши газане) или aiki futari dori hiji gatame (айки футари дори хиджи гатаме).
Вот эти основные принципы:
- АЙКИ (Aiki) - объединение духа или энергии;
- КОКЬЮ (Kokyu) - правильное дыхание;
- КУЗУШИ (Kuzushi) - выведение партнера из равновесия;
- МААЙ (Ma-ai) - дистанция между партнерами;
- МЕТЦУКЕ (Metsuke) - встреча или фокусировка глаз;
- ЗАНШИН (Zanshin) - сохранять внимание, сосредоточенность в конце выполнения техники.
AI KI (АЙКИ)
Айки в Daito Ryu Aiki Ju Jutsu делится на три уровня: Shoden (Shoden), Chuden (Чуден) и Okuden/Hiogi (Окуден/Хиоджи). Айки на уровне Shoden - это поиск удобного момента открытости партнера для применения техники путем вхождения точно в нужное время, используя обманные движения для ослабления защиты партнера. Следовательно, Айки на уровне Shoden можно определить как механическое умение, требующее бесконечных тренировок.Айки на уровне Chuden происходит скорее от "шестого чувства", чем от механического умения, хотя техники и это "чувство" взаимосвязаны, создавая вместе то, что учителя называют "скрытой силой". Большинство учителей подчеркивает, что уровень Chuden в Айки достижим только путем многочисленных упорных тренировок и секрет раскроется только тем, кто его достоин. Это следствие технического мастерства и твердого духа, которое свидетельствует об опытности и внутренней силе.
Айки на уровне Okuden это не только чистый дух и сильная техника, но также и возвращение к началам, к базису, к фундаменту. В Окуден мастерство во владении техникой отточено до совершенства, но интуиция должна быть главным. Роль Metsuke (Метцуке) заключается в том, чтобы рассеять любую потенциальную атаку в самом начале, делая ее невозможной, одновременно, будучи в высшей степени благожелательным и сострадательным. И только тогда круг замкнется.
KO KYU (КО КЬЮ)
Этот термин означает "способ дыхания" или "сила дыхания". Объясняя смысл кокью, учителя часто обращаются к особенностям иероглифа, который значит "вдыхание" и " выдыхание". Система дыхания Ah & Un (А и Ун) такая же, как и описанная в документах настоятелей старых монастырей, особенно в двух уставах Каминари Мон (Ворота Senso-ji).Такое дыхание состоит из трех этапов: а, у и син (Cin).
- А (первый этап): Вдох выполняется через рот, как бы произнося звук "а", опустив диафрагму, дышать животом (нижней частью легких). Если вдохнуть только верхней частью легких, то плечи поднимутся, а если вдохнуть слишком глубоко - плечи напрягутся и движения замедлятся.
- Ун (второй этап): Дыхание задерживается, как при произношении звука ун (un), концентрируя свою энергию на центре. Этот этап называется Shisei Mosoku (Шисеи Мосоку - "абсолютная остановка дыхания").
- Син (cin - третий этап): Как только появится ощущение напряжения центра, следует выдыхать, произнося "син". Когда человек удивлен или испуган, он начинает вдыхать глубоко. Во время выдоха он должен быть спокоен, когда выдыхает. На этапе задержки дыхания (ун), человек может высвободить энергию, концентрируясь на центре и создавая краткий период готовности.
В целях тренировок, вдох - это Инь и выдох - это Ян. Хотя стратегия кокью - это не одно и то же в разных воинских искусствах, мы должны помнить, что кокью является также частью Садо (Sado) [Путь Чая], Шодо(Shodo) [Путь Каллиграфии], Кьюдо (Kyudo) [Путь Лука] и многих других. Методы правильного дыхания способствуют хорошему здоровью и сбалансированному состоянию духа.
KUZU (КУЗУ)
Под "Kuzushi" понимается техника разбалансирования противника (сходные понятия: rakka (ракка), sankakule (санкакуле) и т.д., создание состояния открытости, когда вся сила может быть применена. Критическая точка Kuzushi - это доли секунды. Это нельзя объяснить, это можно только почувствовать.Независимо от того, насколько своевременным и эффективным был наш вход, если Вы не воспользовались Kuzushi, ваша техника будет неэффективной.
MA AI (МА - АЙ)
Ма-ай можно определить как дистанцию между атакующим и защищающимся. Для техник Daito ryu Aiki Ju Jutsu понятие дистанции подобно определению ма-ай в работе с мечом.Несмотря на то, что точная дистанция варьируется в зависимости от индивидуального биотипа и других факторов, существует общий знаменатель, а именно то, что изначально дистанция ассоциируется с дистанцией при работе с мечом. Были созданы техники для таких ситуаций, когда атакующий был вооружен мечем. Уверенность атакующего возрастала из-за дистанции, которой придерживался безоружный ученик Daito ryu, и атакующий предполагал, что его позиция более выгодна (ма-ай человека с мечом). Это предположение неверно потому, что ма-ай в Daito ryu Aiki Ju Jutsu подобна и преимущество не существует.
Следуя этой концепции, техники Daito ryu часто используют ма-ай как обманную тактику против вооруженного атакующего. Изучение ма-ай и правильного выбора момента времени для атаки имеют первостепенное значение.
ME TSUKE (МЕ ТЦУКЕ)
Это понятие можно описать по- разному. Во-первых, metsuke - это точка концентрации сознания так, чтобы противник не смог вовлечь Вас в свою атаку. Во-вторых, это восприятие, которое со временем должно перейти в предощущение, которое дает нам возможность почувствовать атаку или агрессивность в форме надвигающейся опасности еще до того, как это произойдет. Мetsuke также означает способность проникновения в душу человека, которая может остановить атаку выражением глаз или рассеять ее благожелательностью и состраданием. Мастерами metsuke были Tanomo Saigo (Таномо Сайго), Sokaku Takeda (Сокаку Такеда) и Morihei Ueshiba (Морихей Уэсиба), чьи глаза были способны передавать любовь или порождать великий страх.ZAN SHIN (ЗАН ШИН)
Прямым переводом иероглифа, используемого для изображения слова zanshin будет "остатки тела" или "остатки сознания". После выполнения техники состояние настороженности и контроля должно остаться в нас. Это может выглядеть как короткое действие, момент бездействия для других, но для ученика это состояние спокойной готовности. Это не созерцание или размышление, но и не чувство наслаждения совершенством или эффективностью проведенной техники . Zanshin - это функциональное состояние, которое базируется на потребности в самозащите. Время беззаботности после удачно выполненной техники может создать состояние открытости (suki), необходимое противнику для нанесения удара. Zanshin должен действовать как сенсорный щит ощущения.Многие старые мастера Дайто рю Айки Джиу Джитсу. считали, что есть одна черта объединяющая почти все школы единоборств - это «понимание и демонстрация живых законов движения». В системы создаваемых ими и бережно хранимых секретов самозащиты Дайто рю Айки Джиу Джитсу. входили движения туловища, рук и ног, эффективные в борьбе в стойке и в положении лёжа, позволяющие нарушить равновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.
Будока (практикующий воинские искусства) должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным. Ученик должен быть в состоянии постоянной бдительности и не допускать «мертвых движений».
Обучение технике всегда начинается с обучения умению правильно падать ("укэми").
При изучении этого раздела подготовки очень важным элементом для избежания травм является амортизирующий упреждающий удар рукой по татами (еще до соприкосновения туловища с матами). При падении вперед согнутые в локтевых суставах руки разворачиваются ладонями вперед. При падении на спину руки выпрямляются в локтевых суставах и отводятся от туловища под углом примерно 45-60 градусов. При падении на бок одна рука выпрямляется в локтевом суставе и отводится от туловища под углом 45 градусов, вторая рука отводится от корпуса и приподнимается вверх. Во всех случаях ладони разворачиваются к татами, а пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.
При падении вперед существует и второй вариант самостраховки. Руки слегка сгибаются в локтевых суставах, а пальцы разводятся. Голова отводится назад и поворачивается в сторону. После того, как татами касаются пальцы, идет плавное опускание на грудь, затем живот и, наконец, бедра.
При падении на спину подбородок прижимается к груди, колени сводятся и подтягиваются к груди.
При падении на бок подбородок также прижимается к груди, ноги сгибаются, а колени разводятся.
Основой любого технического действия является правильная стойка ("Камаетэ").