Ходзе дзютсу
Ходзе-дзютсу - это техника связывания противника. В прошлом, высшим мастерством в этом виде считалось одолеть противника и связать его таким образом, чтобы его оружие оставалось при нем, но он не мог им воспользоваться. Для самурая это было смертельным позором, требовавшим совершения сеппуку.
Если быть совсем точным, то ходзе-дзютсу является своего рода пограничной техникой между кобудо и рукопашным боем. Дело в том, что суть техники состоит именно в связывании противника. Для этого же противника сначала необходимо было сбить с ног и, используя болевое удержание, обездвижить. Фактически, это не что иное как джиу-джитсу в чистом виде.
И все-таки в ходзе-дзютсу есть один раздел, который позволяет отнести эту технику к разряду работы с оружием. Речь идет об использовании веревки для блокирования атаки противника и выполнения контратаки. Сама по себе веревка, конечно, не способна выполнять блокирующую функцию, так как не обладает необходимой для этого жесткостью. Однако, она обладает прочностью, которой достаточно для того, чтобы поймав оружие или руку противника в своеобразную петлю, заблокировать ее или изменить траекторию движения в сторону от точки нанесения удара. Можно также растянуть веревку и отбить удар. В этом случае ходзе работает как сетка батута, первоначально замедляя атакующее движение, а затем отбрасывая его назад. Причем силы рук вполне хватает для того, чтобы отбить даже очень сильный удар ногой или дубинкой.
Понятно, что подобная техника совершенно бесполезна против удара мечем или каким-либо другим оружием имеющим хорошо заточенную режущую кромку. И все же это не означает, что техника ходзе-дзютсу в данном случае «не работает». Существует еще один очень маленький, по объему, но очень действенный раздел. Это ударная техника. Да, да, это не опечатка, именно ударная техника!
Практически, этот раздел состоит всего из одного приема щелчка концом веревки.
Вероятно мало кто из мальчишек в детстве в шутку не щелкал веревкой. У кого-то это получалось лучше, у кого-то хуже. Особенно ловко это проделывают деревенские пастухи и цирковые Артисты, занимающиеся джигитовкой. Техника, прямо надо сказать, не сложная, хотя и требующая усидчивости и терпения в отработке. Но не смотря на это, может быть с успехом применена в реальном поединке. В зависимости от того, из какого материала сделан хлыст, с его помощью можно нанести серьезную травму противнику, вплоть до перелома костей и проникающих ранений. Причем вовсе не обязательно, чтобы это был какой-то прочный и тяжелый материал.
Если у человека наработан соответствующий навык, то и обычный шелковый шнур вполне может подойти для этого.
Собственно говоря, японские воины в прошлом чаще всего использовали в ходзе-дзютсу именно шелковый шнур от меча сагео с помощью которого ножны фиксировались за поясом. Хотя в принципе для этого могла подойти даже обыкновенная скрученная полоска
ткани или цепочка. Какой-либо специальной веревки или шнура для этого не существовало. И на то были свои причины.
Как уже говорилось, техника ходзе-дзютсу нередко использовалась в завершающей стадии поединка, если необходимо было взять противника живым. На начальном же этапе воины могли вести бой на мечах, копьях либо другом оружии или рукопашную схватку. После того, как противник был повержен и обездвижен при помощи болевой фиксации, его можно было связывать. Но чем? Лишних вещей, в особенности, если самурай готовился к поединку, с собой не носили. Поэтому пользовались те, что было всегда под рукой, со своим же мечом воин практически никогда не расставался, так что подходящий крепкий шнур всегда был под рядом.
Во время сражений самураи одевали легкие и довольно прочные доспехи. В обычно жизни они носили кимоно с широкими рукавами и особые брюки-юбку хакама, которые могли надевать только люди благородного сословия. Рукава кимоно мешали вести поединок, поэтому если он не возникал внезапно, то перед схваткой их подвязывали специальной длинной узкой полоской ткани проходящей крест на крест через спину. Ее также частенько использовали для связывания.
В настоящее время во время тренировок применяют обыкновенные пояса (Obi) от спортивной одежды для занятий восточными единоборствами (доги). Обуславливается это только соображением безопасности партнера. Даже широкий и достаточно жесткий пояс, который сам по себе не всегда бывает просто завязать туго, и тот зачастую оставляет отметины и синяки на теле. Что уж говорить о тонком шелковом шнуре! И уж конечно же первоначально изучается раздел использующий веревку для постановки блоков. Более того, сначала атака должна быть безоружной и только по мере освоения техники можно переходить к оружию.
Когда люди только начинают знакомиться с техникой ходзе-дзютсу они завязывают узел на конце пояса. Это облегчает его удержание в момент выполнение техники. Дает, так сказать, дополнительную точку опоры для руки. В принципе это допустимо, но только на определенном этапе, так как в бою, да и сразу после него, вязать узлы нет времени.
Если быть совсем точным, то ходзе-дзютсу является своего рода пограничной техникой между кобудо и рукопашным боем. Дело в том, что суть техники состоит именно в связывании противника. Для этого же противника сначала необходимо было сбить с ног и, используя болевое удержание, обездвижить. Фактически, это не что иное как джиу-джитсу в чистом виде.
И все-таки в ходзе-дзютсу есть один раздел, который позволяет отнести эту технику к разряду работы с оружием. Речь идет об использовании веревки для блокирования атаки противника и выполнения контратаки. Сама по себе веревка, конечно, не способна выполнять блокирующую функцию, так как не обладает необходимой для этого жесткостью. Однако, она обладает прочностью, которой достаточно для того, чтобы поймав оружие или руку противника в своеобразную петлю, заблокировать ее или изменить траекторию движения в сторону от точки нанесения удара. Можно также растянуть веревку и отбить удар. В этом случае ходзе работает как сетка батута, первоначально замедляя атакующее движение, а затем отбрасывая его назад. Причем силы рук вполне хватает для того, чтобы отбить даже очень сильный удар ногой или дубинкой.
Понятно, что подобная техника совершенно бесполезна против удара мечем или каким-либо другим оружием имеющим хорошо заточенную режущую кромку. И все же это не означает, что техника ходзе-дзютсу в данном случае «не работает». Существует еще один очень маленький, по объему, но очень действенный раздел. Это ударная техника. Да, да, это не опечатка, именно ударная техника!
Практически, этот раздел состоит всего из одного приема щелчка концом веревки.
Вероятно мало кто из мальчишек в детстве в шутку не щелкал веревкой. У кого-то это получалось лучше, у кого-то хуже. Особенно ловко это проделывают деревенские пастухи и цирковые Артисты, занимающиеся джигитовкой. Техника, прямо надо сказать, не сложная, хотя и требующая усидчивости и терпения в отработке. Но не смотря на это, может быть с успехом применена в реальном поединке. В зависимости от того, из какого материала сделан хлыст, с его помощью можно нанести серьезную травму противнику, вплоть до перелома костей и проникающих ранений. Причем вовсе не обязательно, чтобы это был какой-то прочный и тяжелый материал.
Если у человека наработан соответствующий навык, то и обычный шелковый шнур вполне может подойти для этого.
Собственно говоря, японские воины в прошлом чаще всего использовали в ходзе-дзютсу именно шелковый шнур от меча сагео с помощью которого ножны фиксировались за поясом. Хотя в принципе для этого могла подойти даже обыкновенная скрученная полоска
ткани или цепочка. Какой-либо специальной веревки или шнура для этого не существовало. И на то были свои причины.
Как уже говорилось, техника ходзе-дзютсу нередко использовалась в завершающей стадии поединка, если необходимо было взять противника живым. На начальном же этапе воины могли вести бой на мечах, копьях либо другом оружии или рукопашную схватку. После того, как противник был повержен и обездвижен при помощи болевой фиксации, его можно было связывать. Но чем? Лишних вещей, в особенности, если самурай готовился к поединку, с собой не носили. Поэтому пользовались те, что было всегда под рукой, со своим же мечом воин практически никогда не расставался, так что подходящий крепкий шнур всегда был под рядом.
Во время сражений самураи одевали легкие и довольно прочные доспехи. В обычно жизни они носили кимоно с широкими рукавами и особые брюки-юбку хакама, которые могли надевать только люди благородного сословия. Рукава кимоно мешали вести поединок, поэтому если он не возникал внезапно, то перед схваткой их подвязывали специальной длинной узкой полоской ткани проходящей крест на крест через спину. Ее также частенько использовали для связывания.
В настоящее время во время тренировок применяют обыкновенные пояса (Obi) от спортивной одежды для занятий восточными единоборствами (доги). Обуславливается это только соображением безопасности партнера. Даже широкий и достаточно жесткий пояс, который сам по себе не всегда бывает просто завязать туго, и тот зачастую оставляет отметины и синяки на теле. Что уж говорить о тонком шелковом шнуре! И уж конечно же первоначально изучается раздел использующий веревку для постановки блоков. Более того, сначала атака должна быть безоружной и только по мере освоения техники можно переходить к оружию.
Когда люди только начинают знакомиться с техникой ходзе-дзютсу они завязывают узел на конце пояса. Это облегчает его удержание в момент выполнение техники. Дает, так сказать, дополнительную точку опоры для руки. В принципе это допустимо, но только на определенном этапе, так как в бою, да и сразу после него, вязать узлы нет времени.
FEDERATION OF TRADITIONAL KOBUDO AND IAIDO
Текст взят с: www.aha.ru/~alarin